           
Oktoberfest
|
Выпить пива, поесть
и повеселиться
Традиционный пивной праздник "Октоберфест" в этом году начнется
21 сентября на Терезином лугу в Мюнхене.
Одни называют "Октоберфест" крупнейшей пьянкой года, другие,
как бы извиняясь, говорят о национальной культурной традиции, третьи -
о самом массовом народном гуляний в мире.
Cкорее всего, "Октоберфест" - это душа немца. Иначе трудно объяснить,
почему он, независимо от возраста, происхождения и образования, называя
эту традицию плебейской, тем не менее, находит и деньги, и время, и повод,
чтобы в конце сентября - начале октября хотя бы на один день отправиться
в Мюнхен. Сюда идут и едут семьями, фирмами, бригадами, клубами, целыми
стадионами после футбольных матчей. За две недели - 6 - 7 млн. человек
(рекорд в 1985 г. - 7,1 млн). И для всех находится там и место, и пиво.
КАК
ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Кронпринц Людвиг, будущий король Баварии Людвиг I, 12 октября 1810 г.,
сочетался браком с принцессой Терезой Саксонской. Торжества и скачки,
на которые были приглашены все мюнхенцы, проходили у ворот города на большом
лугу, который с тех пор называется Терезиным лугом, хотя и находится теперь
почти в центре Мюнхена. Затея понравилась, и король распорядился проводить
такие празднества ежегодно. Только в те годы, когда свирепствовали войны
и эпидемии, "Октоберфест" не проводился. Один раз, в 1957 г.,
из-за этого веселья были на неделю отодвинуты парламентские выборы - политики
дожидались, пока народ догуляет.
Каждый год в сентябре на Терезином лугу вырастают огромные пивные дворцы,
которые скромно называются палатками. Их четырнадцать. Это филиалы мюнхенских
пивных.
В этом году пивное веселье будет проходить в сто шестьдесят восьмой раз.
В прошлом году под него была выделена площадь в 31 гектар, где были представлены
650 пивных залов и предприятий, а также 66 предприятий питания. Сувениры
и прочие товары продавались в 363 магазинах, а дополнительные развлечения
обеспечивали 200 аттракционов и концертных сцен.
Количество обслуживающего персонала составило 12 тыс. человек.
Для решения проблем по "большой" или "малой" надобности
было предусмотрено 830 сидячих мест и 750 метров стоячих. Плюс 17 специальных
туалетов для инвалидов.
САМОЕ,
САМОЕ...
Самое вкусное пиво на лугу - из деревянных бочек!!! - предлагает пивоварня
августинцев. Как известно, основную часть из пяти тысяч сортов немецкого
пива и по сей день варят монахи. К августинцам должны идти и те, кто хочет
не только выпить, но и хорошо поесть: шеф-повар августинцев отмечен многочисленными
призами. Правда, трудно сказать, может ли он угодить сразу всем, ведь
в палатке августинцев помещаются сразу 9,5 тыс. человек.
Самый большой и известный дворец - филиал мюнхенской пивной "Хофбройхауз".
Вместе с местами на открытом воздухе он вмещает около 10 тысяч человек.
Популярностью своей "Хоффбройхауз", правда, обязана мрачному
нацистскому прошлому: здесь выступал Гитлер. Но, тем не менее, англичане,
новозеландцы, японцы резервируют места только в "Хоффбройхауз",
считая ее самой немецкой пивной. А сам "Хоффбройхауз" считает
себя заведением с мировой известностью, пусть даже специфической. Например,
на футболках, продающихся здесь, написано по-английски "happy as
a pig in shit" - "доволен, как свинья в грязной луже".
Для большего удовольствия саксы и австралийцы придумали такое развлечение:
покупают бочку пива, присоединяют к ней шланг и пьют из него.
Самая маленькая палатка - кафе-мороженое "Кларк". Всего 17 мест.
Самая знатная публика стягивается в "Кэфер шенке". Это незаметное
двухэтажное деревянное строение вмещает всего лишь 900 человек. Здесь
царит атмосфера богатого загородного дома. Как правило, все в национальных
баварских костюмах - коротких замшевых брюках, толстых ботинках с гетрами,
и куртках, женщины носят пышные, как бы крестьянские, но жутко дорогие
платья.
В отличие от других пивных на Терезином лугу, в "Кэфер шэнке"
народ сидит не на скамьях за длиннющими столами, а в уютных нишах - т.
е. все в общем зале, но у каждой группы свой уголок. Музыка здесь звучит
не баварская, а интернациональная. А еда не только баварская, т. е. жирная
и обильная, но и необыкновенно оригинальная. Самое популярное блюдо называется
"зуппеншнапс", но это и не суп, и не шнапс, а нечто мясное и
сложное.
НЕ САМЫЕ, НО ТОЖЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ...
Пивная "Лёвенброй" с залом, похожим на внутренность бочки, вмещает
5,5 тыс. гостей. Её легко найти по огромному, высотой 4,5 метра льву,
символу фирмы "Лёвенброй". Он поднимает кружку и рычит басом:
"Лёвенброй". Лев стоит здесь с 49-го года, с тех пор, как этот
дворец впервые появился на Терезином лугу.
Пивная "Жареный бык" полностью соответствует своему имени. Здесь
пиво и еда абсолютно равны в правах. На глазах публики - а это 7 тыс.
человек - жарятся на вертелах огромные куски мяса - до 700 порций в час.
"Шотенхаммель" - молодёжная, точнее, студенческая пивная, ещё
точнее, в ней собираются объединения
студентов, по традиции называющих себя "буршами". Здесь они
делают всё, чтобы подтвердить свою репутацию ребят необузданных и диких.
Нетрудно себе представить, что происходит в этом заведении, когда заняты
все 6 тыс. мест.
Пивная "Винцерер Фэндл" отличается более спокойной, даже семейной
атмосферой, которая уже годами царит здесь. Многие приходят сюда с детьми,
причём, как говорит хозяин, те, кто приходил сюда ребёнком, тот, и, став
взрослым, ходит сюда же.
Палатка "Фишер Врони" вмещает только 3,5 тыс. человек. Но зато
только здесь дают вяленую рыбу - почти воблу.
Старожил "Октоберфест" - общество стрелков-арбалетчиков. 103
года назад организовали они на Терезином лугу своего рода тир и, конечно
же, поставили рядом с ним пивную палатку. Сегодня в этой палатке есть
место для 7,5 тыс. человек одновременно. Есть сегодня и тир - 14 тридцатиметровых
стендов для стрельбы из арбалета.
ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА ПОСЛЕ ОТСТОЯ
Традиционность - наиболее типичная черта "Октоберфест". Одни
и те же сорта пива. Одна и та же еда. Только цена пива растёт.
"Мас" держат особым образом - не за ручку, а, просунув руку
в пространство между ручкой и самой кружкой, так меньше устаёт рука. Можно
только дивиться силе и выносливости мощных брунгильд-официанток, которые
способны за раз поднять до 12 "масов".
Победой демократии назвали мюнхенцы запрет на использование во время "Октоберфест"
керамических кружек. Вместо них появились стеклянные, и каждый посетитель
получил возможность требовать "долива пива после отстоя пены".
Произошло это, правда, уже 15 лет назад. За это время продавцы привыкли
к демократии и не доливают каждую кружку примерно на палец до установленной
линии. Как бы в ответ на это многие забирают на память "масы".
Более 70 тыс. за две недели.
В 1998 году на Октоберфест произошла новая революция. Впервые за 188 лет
существования праздника, в писсуарах использовалась вода, в которой полоскали
кружки. Таким образом за две недели было сэкономлено 3 млн. литров воды.
ВСЕГО ПО ЛИТРУ НА КАЖДОГО?!
Традиционно и число посетителей, и количество съеденного. В прошлом году
за две недели собравшиеся выпили 6,5 млн. литров пива (1998г. - 5,5),
съели 84 быка (1998 г. - 84), 62 160 порций свиных рулек (1998 г. - 91
730), 609 661 тыс. сосисок и жареных кур (603 746).
В 1999
во время "Октоберфест" немцы прокутили 1,5 млрд. марок. Но никакого
противоречия с немецкой экономностью тут нет. Психологи считают, что,
прокутив за день 200 марок, люди доказывают и себе, и другим, что дела
у них идут хорошо.
В принципе, если поделить общее количество выпитого (6, 5 млн. литров)
на число посетителей (тоже 6,6 млн.), то, по нашим меркам, выходит не
так уж много каждого всего-то по литру.
Подсчитано также, что за время праздника потребляется около 2,6 млн. квт.
электроэнергии, примерно 200 тыс. кубометров газа и 80 тыс. кубометров
воды. После двух дней пиршества остается 500 с лишним тонн пищевых отходов
и мусора.
Октоберфест оказывает на посетителей какое-то особое воздействие, типа
наркотического. Народ обалдевает не только от пива, но и от непрерывного
шума, толкотни, дразнящих запахов. По совершенно необъяснимой традиции
все забираются на скамейки и орут что-то под музыку и без неё. При этом
австралийцы и новозеландцы, которых любовно называют "киви",
зачем-то начинают раздеваться. Позже в бюро находок отправляют не только
их ботинки, но и нижнее бельё.
И ПЯТЬ ПОТЕРЯННЫХ СОБАК
В бюро находок в 99 году было сдано 6 298 (1998г. - 6 140) потерянных
предметов. Целые ящики заполнены очками, часами, украшениями, связками
ключей. За две недели туда принесли около 100 рюкзаков, 110 (1998 г. -
100) сотовых телефонов, 6 обручальных колец, 680 предметов одежды. В бюро
находок были приведены также 5 собак.
Легендой
стал некий канадский охотник на медведей, оставивший в одной пивной свою
сумку, в другой - ботинки, в третьей - кошелёк. Для итальянцев в бюро
существуют специальные формуляры на их родном языке.
В общем, народ гуляет на славу. Тем же, кто соберется посетить Октоберфест
, советуем не приезжать в пятницу и в выходные дни. Будет не протолкнуться.
В основе материала статья Виктора АГАЕВА ("Европацентр", Берлин)
Зайдите также на www.oktoberfest.de
|
 |